Других версий катастрофы специалисты не могут сформулировать даже после расшифровки «чёрного ящика».
Выяснение причин катастрофы лайнера Sukhoi SuperJet-100 в Индонезии 9 мая всё больше запутывается. Расшифровка единственного «чёрного ящика» показала, что самолёт был технически исправен, а пилоты даже не поняли, что он падает.
Попутно появляются версии гибели SSJ-100, о которых с самого начала думалось, но думать не хотелось. Некий генерал Главного разведывательного управления рассказал российским журналистам, что российская разведка давно отслеживает работу ВВС США в аэропорту Джакарты, и у наших военных есть подозрения относительно их причастности к катастрофе.
- Знаем, что у них есть особые технические разработки, с помощью которых можно с земли глушить связь или вызывать сбой параметров в самолёте, - заявил он.
- Мы допускаем версию, что это был умышленный промышленный саботаж, чтобы вытеснить наши самолеты с рынка, - заявил также представитель компании-производителя «Сухой».
Не исключено, что эта версия и появилась как раз потому, что никаких других разумных объяснений падения лайнера в горах Индонезии нет в принципе. Большинство российских экспертов отвергают теорию саботажа и также говорят о том, что катастрофа становится всё большей загадкой.
«Ящик» остался в ущелье
Поиски на месте падения лайнера тем временем прекращены. Индонезийские спасатели заявили, что срок, данный им на это местным законодательством, исчерпан, продолжать работы в труднодоступном месте опасно и нецелесообразно. Начались ливни, горы не имеют скалистой поверхности, они покрыты глиной, начались оползни. Детали самолёта и останки, упавшие в двухкилометровую пропасть на склоне Салака, унесены текущей по её дну горной рекой. В том числе - важнейший для работы экспертов параметрический самописец, который так и не удалось найти.
Запись переговоров пилотов в кабине SSJ-100 показал, что пилоты до самого удара о землю не замечали каких-то проблем на борту и вообще не понимали, что самолёт за секунды от гибели. Версии о столкновении лайнера в воздухе с другим самолётом и ударе молнии отпали при осмотре места катастрофы.
Главное - выяснилось, что система предупреждения об аварийном сближении борта с землёй TAWS также была исправна, не отключена и даже предупреждала лётчиков об опасной близости горы. Звуковой сигнал TAWS записан на плёнку, но пилоты почему-то никак на него не отреагировали.
«Вирусы» и «жучки»
Итак, каким могло быть вмешательство с земли? Приборы, при помощи которых можно было бы глушить связь, если их имеет в виду неназванный разведчик - это системы радиоэлектронной борьбы. Они существуют практически во всех армиях мира. С их помощью подавляется система управления приборами. Но приборы работали.
Другим вариантом воздействия на лайнер могло быть вмешательство в аппаратуру, которая показывает пилоту параметры. Прямо во время полёта. И это вмешательство должно было быть очень хитрым: например, лайнер летит на одной высоте, а оборудование показывает другую. В пользу этой версии может говорить, например, тот загадочный факт, что командир вдруг запросил снижение высоты незадолго до того, как лайнер врезался в гору. Объяснить, зачем он это сделал, пока никто не может.
SSJ-100 по исполнению - международный проект. В лайнере очень много оборудования, в том числе электроники и навигационного оборудования, которые делали западные компании. Теоретически можно изначально, на этапе сборки какого-то оборудования, вшить в систему некие ключи, точки входа, и просто сидя за компьютером, послать определенный радиосигнал и фактически даже взять все управление самолетом на себя, считают специалисты.
Однако компания «Сухой» всё же занимается военными самолётами. И никаких «жучков» или «вирусов» в оборудовании допускать не имела права. Так что и эта версия выглядит неправдоподобной или как минимум не снимает вины с компании-производителя.
Фобос-грунт и SuperJet
Вообще, о возможности злого умысла в этой авиакатастрофе говорили с самого начала, но на том уровне, на котором это уместно. Главное разведывательное управление - это совсем не тот уровень, чтобы злобно и беспредметно обвинять кого-то в гибели целого самолёта с людьми. Потому что если у генерала ГРУ есть факты, он должен их назвать. Если генерал не имеет права их назвать, он должен придти и доложить тому, кто имеет такое право. А если фактов нет, а есть лишь подозрения, то генерал ГРУ должен говорить об этом исключительно в своём кабинете, с подчинёнными, которые тоже под подпиской о неразглашении. Иначе это выглядит как история с «Фобос-грунтом», когда чисто российское раздолбайство причастные должностные лица пытаются прикрыть каким-то мифическим американским следом.
Вообще, надо сказать, пока расследование падения SSJ-100 идёт, к сожалению, по худшему для нас сценарию. Потому что эта катастрофа требует от нас того, что мы умеем меньше всего: сдержанно и досконально проанализировать все обстоятельства случившегося, не отвлекаясь на истерику и не прогибаясь под ударами. Исчерпывающе, предельно открыто и честно расследовать причины катастрофы и объявить их вне зависимости от того, кто виноват. И потом исправить недостатки и заново поднимать этот самолёт, сдержанно и настойчиво продвигать его дальше, не ожидая, что будет легко.
Если мы на это не способны - значит, мы не способны ни на какой авиапром. И тратить деньги на этот проект вообще было незачем.