Ассоциации "Росагромаш" опубликовала свою позицию в пресс-релизе от 22.07.2014, в котором сделала сразу несколько спорных выводов. В частности, отмечено, что «… зарубежные производители предпочитают импортировать технику в Россию или создают видимость производства за счет «отверточной сборки». При этом в отличии от российских производителей они требуют для себя всяческих льгот. Это несправедливо. Наша задача, создать равные условия для всех инвесторов, как российских, так и зарубежных». Оставим соображения о «видимости» производства на совести авторов, однако особого внимания заслуживает ремарка о том, что производители импортного оборудования «требуют» каких-то особенных преференций. В Ассоциации «Росагромаш» несколько упустили из виду, что основными получателями субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники (Постановление Правительства российской Федерации от 27.12.2012 №1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники") является ограниченное количество российских предприятий. Не это ли реальная причина того, что ситуация с продажами продукции у получателей субсидий обстоят несколько лучше, чем у предприятий не получающих субсидии? Не стоит оставлять без внимания и замечание о зарубежных компаниях, основные представители которых, уже окрыли в Российской Федерации свои производственные предприятия. И это российские предприятия, зарегистрированные в Российской Федерации, уплачивающие здесь налоги и создающие новые рабочие места наравне с другими предприятиями российского сельскохозяйственного машиностроения. К тому же, авторы пресс-релиза сами опровергают свой же тезис о том, что компании стремятся наращивать импорт, цифрами о последовательном сокращении объемов импорта в денежном выражении. Так что вопрос о равном отношении не просто закономерен, а давно назрел и «перезрел», хотя по непонятным причинам и остается вне поля зрения Ассоциации «Росагромаш».
Также, можно только посоветовать коллегам не забывать о сельхозтоваропроизводителях. Ведь все производители сельскохозяйственной техники выпускают свою продукцию именно для них. А вот сельхозтоваропроизводители, как раз хотят иметь право выбора и пользоваться той техникой, которую считают нужной. Надеемся, что представители Ассоциации «Росагромаш» вовсе не имели ввиду, что хотят лишить российских селян свободы выбора и ликвидировать конкуренцию на рынке сельскохозяйственной техники. Ведь она, эта конкуренция и есть залог успешного развития отрасли, внедрения новых технологий и защита от необоснованного взвинчивания цен некоторыми из производителей техники в отсутствии конкуренции. Монополия на рынке сельскохозяйственной техники – прямой путь к «застою» в производстве и ценовому диктату отдельных поставщиков техники.
Не является большим секретом, что многие производители зарубежных марок сельскохозяйственной техники инвестировали и продолжают инвестировать свои средства в создание и развитие производственных мощностей (зерноуборочных комбайнов, тракторов, прицепной техники) в Российской Федерации, а также осуществляют поставки техники её покупателям с российских заводов. Однако такие производители, как правило, не могут получать субсидию по постановлению Правительства России №1432. И если, например, в автомобильной промышленности и в железнодорожном машиностроении реализуются масштабные программы локализации техники, то в сельскохозяйственном машиностроении, несмотря на многолетнее обсуждение программы локализации, и даже разработанные методики локализации, в том числе согласованный нормативный акт (Постановление Правительства №908), а также позицию Президента России В.В. Путина из его программной речи на Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (20 марта 2014 г.), что развитие отечественной промышленности - мотор долгосрочного экономического роста, научного прогресса, решения социальных проблем, комплексного развития территорий Российской Федерации на всём её огромном пространстве и то, что нужно развивать локализацию производства. К сожалению, программа развития локализации сельскохозяйственной техники до настоящего дня так и не запущена в действие. Инвесторам предлагается инвестировать и развивать свои производства в России, но «не требовать себе всяческих льгот» особенно, если инвестор пришёл из-за границы и хочет локализовать сельскохозяйственную технику в Российской Федерации. Надо сказать, что некоторые притерпевшиеся инвесторы уже не говорят ни о каких льготах – они просят равных условий работы на рынке, понятных, прозрачных и достижимых критериев локализации, устранения искусственных барьеров для конкуренции, т.е. вполне естественных «правил игры» на рынке сельскохозяйственного машиностроения. И это не смотря на то, что в других отраслях промышленности инвесторов привлекают льготами, но только не в сельскохозяйственном машиностроении.
В.В. Путин и ранее отмечал (на совещании о ходе уборки урожая 17 сентября 2013 г. в Краснодарском крае), что нужно «технологии перетаскивать, добиваться более глубокой локализации» техники в стране, что и осуществляется в настоящее время на многих предприятиях в Российской Федерации. Однако, крайне важна для таких предприятий государственная поддержка их инвестиционных проектов по развитию производства сельскохозяйственной техники, и особенно, локализации компонентов для неё.
Тезис про отверточную сборку и видимость производства показывает, что те, кто использует такого рода риторику считают, что вопросы экономики производства и наличие поставщиков компонентной базы для создания новых производств не нужно учитывать и обсуждать при принятии решений о создании и развитии новых производств техники в Российской Федерации.
Тезис про то, что российские производители не требуют для себя всяческих льгот не конкретизирует, кто это российские производители, а также, что конкретно они «требуют». Однако, если для примера рассмотреть недавний судебный спор одного из российских производителей самоходной сельскохозяйственной техники, который обратившись в суд требовал с Минсельхоза выплату субсидий на определенную сумму то получится, что реальность несколько отличается от того, что декларируется.
Если обратиться к цифрам, то можно увидеть, что по первым 5 месяцам 2014 года доля рынка импортной техники практически не изменилась (около 60%) при снижении объемов импорта техники порядка 10%, практически на эту величину уменьшился весь рынок сельскохозяйственной техники. В основном выросли продажи самоходной техники, которая продается с 15% скидкой по цене, на которую распространяется субсидия, администрируемая Минсельхозом. И нужно отметить, что на настоящее время данная субсидия российскими агропредприятиями по всей стране не реализуется активно. И естественно, возникает вопрос: а может применить в стране ещё дополнительный вид субсидии, для стимулирования поставок техники, более удобный и привычный для сельхозтоваропроизводителей? При этом предварительно спросив представителей регионального аграрного сектора, а как им было бы удобно экономически эффективно получать и реализовывать поддержку государства в целях ускорения технической модернизации отечественного агрокомплекса.
Однако, самое главное и важное в пресс релизе – это фраза «Наша задача, создать равные условия для всех инвесторов, как российских, так и зарубежных». И здесь нужно согласиться с Ассоциацией "Росагромаш" т.к. многим инвесторам в российском сельскохозяйственном машиностроении очень нужно наличие равных условий реализации и развития своих инвестпроектов. И если Ассоциации "Росагромаш" считает, что её задачей является «создание равных условий для всех инвесторов» то нам очень важно услышать предложения Ассоциации "Росагромаш", как она будет создавать, развивать и обеспечивать эти равные условия в Российской Федерации и что вообще понимается под «равными условиями». Мы надеемся, что равные условия будут создаваться в российском сельскохозяйственном машиностроении для инвесторов, привлекая и стимулируя их развивать производство, что позволит обеспечить потребность российских сельхозтоваропроизводителей в поставках современной сельскохозяйственной техники. Это позволит гарантировать продовольственную безопасность Российской Федерации, удовлетворение потребности, а не навязывания, покупателям сельскохозяйственной техники что и как они должны покупать, а предприятиям выпускающим сельскохозяйственную технику – как и по какой технологии осуществлять выпуск своей продукции.
Агропромышленный комплекс Российской Федерации нуждается в ускорении технической модернизации, увеличении поставок новой современной техники, а отечественному сельскохозяйственному машиностроению требуется не использование мер протекционизма, а развитии импортозамещения путем развития программ локализации техники, узлов и компонентов к ней, что позволит повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной техники (в том числе и на мировом рынке) и всей отрасли в целом. И это нужно развивать не за счет мер протекционизма, а за счет повышения качественных параметров конструкции техники и показателей эффективности её работы. А покупатели сельскохозяйственной техники будут сами делать свой выбор, что им покупать и использовать в своей работе, если конечно все поставщики техники будут поставлены в равные условия. А рекламировать качество российской техники, потому что в ней используются основные компоненты зарубежного производства - это продолжение движения в направлении потери компетенции и конкурентоспособности российского сельскохозяйственного машиностроения.