28 февраля состоялось первое заседание научно-технического совета «Автомобилестроение» технологической платформы «Лёгкие и надёжные конструкции» на площадке современного высокотехнологического предприятия ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель».
Технологические платформы, по сути, должны структурировать инициативы, возникающие в сфере фундаментальной и поисковой науки, и ориентировать их на бизнес для дальнейшей коммерциализации. Поэтому, по словам председателя НТС «Автомобилестроение», ректора ТГУ Михаила Криштала, интерес, проявленный таким предприятием как «Сеспель» к проведению заседания на своей площадке и дальнейшему выстраиванию взаимодействия с членами НТС – хорошее начало работы совета.
Напомним, решение о создании НТС «Автомобилестроение» технологической платформы «Лёгкие и надёжные конструкции» на базе ТГУ было принято 28 апреля 2017 года на совещании под председательством генерального директора Межведомственного аналитического центра (ОАО «МАЦ») Владимира Довгия, курирующего все действующие в России технологические платформы по наиболее перспективным направлениям научно-технологического развития. 13 декабря 2018 в Москве утверждено Положение об НТС и его состав в количестве 20 человек, а также предварительный план работы НТС на 2019 год. Тогда же председателем НТС избран ректор ТГУ, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Криштал.
В состав НТС «Автомобилестроение» вошли представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства промышленности и технологий Самарской области, ПАО «Автоваз», Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН, Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) и др.
Проведению первого заседания НТС «Автомобилестроение» на предприятии «Сеспель» предшествовал визит делегации ЗАО в Тольяттинский государственный университет и знакомство с его научно-инновационной инфраструктурой. «Сеспель» — ведущий производитель автомобильных прицепов любого назначения, включая сверхпрочные цистерны и полуприцепы, в Российской Федерации. Непосредственно перед заседанием НТС участникам были продемонстрированы производственные площадки, а также образцы продукции компании.
– Символично, что первое совещание НТС проходит не на вузовской площадке, а на современном высокотехнологичном отечественном предприятии, – открывая заседание, подчеркнул Михаил Криштал. – Я очень впечатлен тем, что увидел здесь. И в Тольятти есть высокотехнологичные предприятия, это те звездочки, которые позволяют надеяться и даже верить в то, что развитие высокотехнологичных отраслей промышленности в России позволит вывести экономику страны на лидирующие мировые позиции. Несколько месяцев назад я был на предприятиях аэрокосмического кластера в Италии и могу сказать, что здесь, на Сеспеле на меня большее впечатление произвела и культура производства, и внедрение современных инновационных технологий.
Учитывая специфику предприятия, в повестку заседания НТС было включено 5 вопросов. Два докладчика представляли ТГУ. Об опыте и перспективах промышленного применения микродугового оксидирования легких сплавов доложил начальник отдела «Оксидные слои, пленки и покрытия» Павел Ивашин. В свою очередь проректор по научно-инновационной деятельности ТГУ Сергей Петерайтис рассказал о разработке и производстве легких коррозионно-стойких каркасно-модульных транспортных средств военного и специального назначения. Начальник отдела компьютерного инжиниринга в автомобилестроении Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ Николай Харалдин свое выступление посвятил использованию методов оптимизации на этапах концептуального проектирования автомобиля. Сообщение Владимира Зорина, зав. кафедрой «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, касалось оценки и управления рисками при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей.
Генеральный директор ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» Владимир Бакшаев поблагодарил всех участников НТС за содержательные доклады и озвучил со своей стороны потребность компании в изготовлении лёгких контейнеров-цистерн из алюминиевого сплава для пищевых жидких безопасных и опасных грузов классов опасности 3,4 и 9. «Сегодня порядка 40 тысяч цистерн в год завозятся в Россию из Китая и изготовлены они из нержавейки. В таких контейнерах перевозят так называемые ооновские грузы, список которых также утвержден, – рассказал Владимир Бакшаев. – Если изготовить корпус цистерны из алюминиевого сплава, он будет легче примерно на две тонны, а, значит, и мы сможем перевозить больше груза. Кроме того, алюминиевые сплавы в России хорошо производятся, и их цена ниже, чем у нержавейки. По сути, с алюминиевым контейнером мы можем выступить в жесткой конкуренции с китайскими производителями. Единственное – у алюминиевого контейнера есть ограничения по перевозимым грузам, поэтому мы рассматриваем технологию ТГУ по микродуговому оксидированию алюминиевых сплавов при изготовлении контейнеров-цистерн». В качестве первой практической задачи ТГУ будет передана 3D-модель для отработки технологии изготовления перекачивающего нефтепродукты насоса из алюминиевого сплава взамен чугунного. После этого будет приниматься решение о дальнейшем использовании технологии в реализации задач предприятия.
Второе заседание НТС «Автомобилестроение» предполагается провести в Тольятти на базе одного из высокотехнологичных предприятий.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.