В прошлом году Вэй Цин и его команда частных инвестиций посетили более 20 китайских стартапов по производству электромобилей.
«Существует слишком много неопределенностей, начиная с того, когда компания создает образец автомобиля и собирает средства, и заканчивая массовым производством», - говорит Вэй, управляющий директор Sailing Capital в Шанхае.
Вей, который отказался назвать создателей электромобилей, которые посетила его команда, сказал, что, по его мнению, выживут лишь немногие из них. Вместо этого он решил инвестировать в поставщика запчастей для электромобилей, добавил он.
Его опасения отражают то, что банкиры называют все более жесткими сроками финансирования для китайских производителей электромобилей, которые должны бороться за внимание в переполненном секторе и давать убедительные аргументы относительно будущей прибыльности, несмотря на сокращение государственных субсидий и планы по их постепенному сокращению.
Многочисленные неудачи, с которыми столкнулась компания Tesla Inc в своем стремлении к устойчивой прибыльности, а также резкое падение продаж и проблемы с некоторыми автомобилями китайского стартапа Nio Inc также поставили под сомнение интересы инвесторов.
В этом году китайские производители электромобилей собрали всего $783,1 млн (£624,2 млн) в середине июня по сравнению с $6 млрд за тот же период прошлого года и $7,7 млрд за весь 2018 год, сообщает PitchBook.
Один гонконгский банкир сказал, что к нему обратились по крайней мере дюжина производителей электромобилей, которые искали новые фонды, но были вынуждены отказаться от большинства из них, поскольку они не смогли выделиться среди других.
Даже те усилия по сбору средств, которые уже начались, продвигаются не так быстро, как хотелось бы производителям электромобилей.
«Это непросто», - сказал банкир, который начал работать над одним проектом по сбору средств в этом году. «Если вы можете встретиться с инвесторами, вы всегда можете рассказать историю, но некоторые даже не отвечают на ваши просьбы о встрече».
Субсидии для производства.
Стремясь снизить влияние и запустить собственную автомобильную промышленность, Китай заявил, что ему нужны так называемые новые энергетические транспортные средства (NEV), которые также включают в себя гибриды, гибриды со сменными модулями и автомобили на топливных элементах, чтобы составлять пятую часть продаж автомобилей к 2025 году по сравнению с 5% сейчас.
Эти амбиции породили множество EV стартапов, конкурирующих не только друг с другом, но и с мировыми автопроизводителями и Tesla, которые планируют начать производство в Китае в этом году.
По данным правительства, для получения той или иной субсидии зарегистрировано около 330 фирм, занимающихся предпринимательской деятельностью, хотя число более успешных стартапов значительно меньше и составляет около 50.
Но на фоне критики того, что некоторые фирмы стали чрезмерно зависимы от государственных субсидий, Пекин сократил субсидии, повысил стандарты, необходимые для соответствия требованиям и обозначил, что после 2020 года они закончатся в целом.
Это привело к резкому замедлению темпов роста цен на транспортные средства. Продажи новых транспортных средств в мае выросли всего на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 18,1% в апреле и 62% в 2018 году.
Выживание в нынешних условиях финансирования требует большой финансовой дисциплины, сказал Даниэль Кирхерт, генеральный директор компании EV Maker Byton.
Byton, который поддерживается государственным автопроизводителем FAW Group и поставщиком аккумуляторов Contemporary Amperex Technology Co (CATL), является одним из немногих производителей электромобилей с раундом по сбору средств в рамках программы сбора $500 миллионов.
Другие включают Leap Motor, поддерживаемый государственной Shanghai Electric Group Corp и Sequoia Capital China, которая ищет 372 миллиона долларов, а также CHJ Automotive, основанный бизнесменом Ли Сянгом и желающий привлечь до $500 миллионов.
Среди тех, у кого в этом году было успешное финансирование, - компания WM Motor Technology Co, поддержанная Baidu Inc, которая закрыла раунд на 446 миллионов долларов в марте, сообщает PitchBook.
Некоторые получили деньги вне частного капитала. E-Town Capital, правительственная инвестиционная фирма из Пекина, инвестирует 10 миллиардов юаней (1,4 миллиарда долларов) в совместное предприятие с Nio, которое может помочь Nio построить собственный завод.