Вячеслав Иванов – слесарь по ремонту подвижного состава сервисного локомотивного депо (СЛД) Приморское (входит в ГК «ЛокоТех») один из лучших в своём деле. Он со своим напарником Сергеем Акимовым, как бригада «скорой помощи», отправляется по вызову на любую станцию Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги. Найти оперативно неисправность в «Ермаке» и быстро вернуть его на маршрут – задача, которая по плечу только настоящим профессионалам.
Жизнь ремонтника сама толкала в рабочую среду. Его семья жила рядом со станцией Смоляниново. Вся жизнь железной дороги как на ладони. Отец работал машинистом. Маленького сына он часто брал с собой в кабину паровоза. И взрослые мужики, чумазые от угольной пыли, каждый раз, видя восторженные глаза паренька, шутили: «Садись на место помощника, будешь рулить!».
Так и случилось. После школы Вячеслав ни о чём другом и не помышлял. Поступил в техучилище и уже в 1977-м начал работать в депо, продолжив династию. А примером для него всегда был отец, чьи руки хорошо знали паровозы, тепловозы и электровозы, которые только-только начали поступать на дорогу.
Вскоре молодого помощника машиниста забрали в армию. Служил в артиллерии на Западной Украине. Вернулся в родное депо возмужавшим, окрепшим. И уже в 1980-м его отправляют учиться на машиниста.
– Я только женился, у нас с Наташей медовый месяц, но делать нечего, поехал на курсы. И через несколько месяцев получил права на управление электровозом, – рассказывает Вячеслав Юрьевич. – Но судьба снова вмешалась в мою жизнь. Я получил предложение перейти с поездной работы в слесари-настройщики. И с тех пор стал слушать и настраивать, как пианино, локомотивы. Вернуться обратно в кабину не захотел, настолько увлекла меня новая профессия. Постепенно «дорос» до мастера, продолжил профильное образование в техникуме, потом в институте. Звали меня на инженерные должности не раз, а я всегда говорил, что люблю людей, но и железо тоже, поэтому моё место здесь.
С тех пор 42 года прошло, как впервые переступил порог депо Вячеслав Юрьевич, а интерес не угас. Каждое утро он с радостью не идёт, а летит на работу. Привык вкладывать в своё дело особый смысл, делать его на совесть, чтобы фамилию не запятнать. А ведь идеальных условий для этого никогда не было.
– Первые «Ермаки» пришли в депо в 2006 году. Это было для нас серьёзное новшество: тяжеловес набит электроникой, в нём иное расположение аппаратуры, чем, скажем, в ВЛ-80. Приходилось осваивать ремонт самостоятельно. Разница же между машинами серьёзная, это как «Жигули» и иномарка, – продолжает Вячеслав Юрьевич. – Но, ничего, справились.
Сейчас Вячеслав Иванов занимается межпоездным ремонтом. Звучит замысловато, а на практике – это работа по вызову. Если происходит поломка «Ермака» в пути, и локомотивная бригада не может её устранить, то вызывают специальную бригаду. Это может произойти как рядом со станцией Смоляниново, так и в других точках Приморья, где работают тяжеловесы, приписанные к депо.
– Мы делаем всё, что связано с электрической частью. Для этого у нас есть чемоданчик, как у врачей, там схемы, ключи, отвёртки, перемычки, другие необходимые инструменты, – рассказывает Вячеслав Юрьевич. – Электровоз – это тысячи проводов, контактов. Любая блокировка может «забарахлить». Вентилятор, например, не запускается для охлаждения тягового двигателя, вот и ищешь причину. Работа серьёзная, умственная, даже экстремальная, потому что надо сделать её максимально быстро. Опыт в этом очень помогает, диагноз могу по внешнему виду поставить, по звуку.
Повезло Вячеславу Юрьевичу и с напарником, тоже машинистом в прошлом – Сергеем Акимовым.
– Работаем слаженно. Это облегчает любую задачу. Сейчас, например, стоит изматывающая жара, а во внутренностях локомотива температура может доходить до 65-70 градусов. Но мы к трудностям, особенно погодным, привыкли, – говорит он. – Я люблю свою работу за то, что она интересная, разнообразная. Мне скоро 64 года исполнится, а запал не прошёл. Да и опыт молодым надо передавать. Я привык жить наполненно, активно во всём. Горжусь сыновьями, получившими техническое образование. Внуками, а у нас с женой их шесть и все пацаны. Старший, Юрий, продолжил железнодорожную династию. И я часто даю ему напутствия, как когда-то делал мой отец.
Наталья Кузьмина.