21.04.2023 16:31
Новости.
Просмотров всего: 19434; сегодня: 1.

21 апреля 1942 года создана производственная база ОКБ им. Ильюшина

21 апреля 1942 года создана производственная база ОКБ им. Ильюшина

Приказом Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с создана производственная база Опытно-конструкторского бюро самолетостроения С.В. Ильюшина.

Героические страницы отечественной истории создания выдающихся образцов военной техники под руководством талантливого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина в предвоенный и военный период нашли отражение в документах фондов Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Одним из таких документов был приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.)

13 января 1933 г. приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР на базе завода № 39 было образовано Конструкторское бюро опытного самолетостроения под руководством С.В. Ильюшина. За два года до начала Великой Отечественной войны в Опытно-конструкторском бюро был создан легендарный штурмовик Ил-2, позже дальний бомбардировщик Ил-4.

Работа ОКБ с началом войны затруднялась в связи с процессом эвакуации заводов авиапромышленности вглубь страны. Согласно докладной записке заместителя наркома авиационной промышленности СССР А.И. Кузнецова заместителю председателя Совета народных комиссаров (СНК) СССР А.Н. Косыгину эвакуация заводов проходила с большими трудностями. На 18 июля 1941 г. из предусмотренных планом подачи 12 386 вагонов было подано 8 592, что составляло 69% к плану.

При приближении немецко-фашистских войск к Москве, 8 октября 1941 г. нарком авиационной промышленности СССР А.И. Шахурин обязал Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) выделить предприятиям Наркомавиапрома вагоны для перевозки эвакуируемых предприятий из Москвы и Московской области с ежесуточной подачей 380 вагонов, обеспечив немедленную их отправку и ускоренное продвижение до мест назначения. (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 590. Л. 61–63.)

В это время в г. Куйбышев отправлен личный состав и оборудование Опытного конструкторского бюро (ОКБ) С.В. Ильюшина. В тяжелый эвакуационный период выпуск самолетов постоянно срывался. 16 декабря 1941 г. командующий Военно-воздушными силами (ВВС) Красной армии П. Ф. Жигарев сообщил Сталину, что выполнение программы по выпуску самолетов идет крайне неудовлетворительно. В ноябре план был выполнен только на 38%. За первые 15 дней декабря заводами Наркомата авиационной промышленности (НКАП) недопоставлено Военно-воздушным силам Красной армии 623 боевых самолетов.

Постановление Государственного комитета обороны (ГКО) СССР № 1054сс «О плане производства самолетов и авиационных моторов в январе, феврале и марте 1942 г.» обязало Наркомат авиационной промышленности обеспечить выпуск: в январе 1942 г. – 1 619 самолетов, в феврале – 1 749, а в марте – 2 189, в том числе, штурмовиков Ил-2 за январь – 300, за февраль – 422, за март – 648.

Узнав, что утвержденный план по выпуску самолетов на 19 марта 1942 г. не выполняется, И.В. Сталин на донесении А.И. Шахурина написал резолюцию: «т. Маленкову. 16 завод (моторовый) – безобразие! Неужели не можете взять за жабры 16-й завод и Шахурина? Невозможно терпеть дальше такое безобразие. И. Сталин». (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 35. Л. 111.)

После такой резолюции, работа в авиационной промышленности была перестроена. В постановлении ГКО СССР № 1522сс «О плане выпуска самолетов и моторов в 1942 г.» от 1 апреля 1942 г. отмечено, что большинство эвакуированных авиазаводов работает не на полную мощность, в результате чего авиапромышленность дает меньше половины продукции по сравнению с тем, что могло выпускаться с имеющихся производственных мощностей. Полезная отдача оборудования и производительность труда была признана неудовлетворительной.

С целью максимального увеличения выпуска продукции Государственный комитет обороны постановил утвердить основные типы боевых самолетов для серийного производства на заводах НКАП в 1942 г.: одноместный истребитель – Як-1, Як-7, одноместный штурмовик – Ил-2, ближний бомбардировщик – Пе-2, дальний бомбардировщик – Ил-4. Был установлен план производства в 1942 г. в общем объеме 25 683 боевых самолетов.

8 апреля 1942 г. А.И. Шахурин направил Сталину на утверждение проект постановления о создании производственной базы для Опытно-конструкторского бюро С.В. Ильюшина, которое себя хорошо зарекомендовало. На следующий день, 9 апреля 1942 г. вышло постановление ГКО СССР № 1573сс о создании производственной базы для ОКБ. При этом Ильюшину передавался авиационный завод, где он должен был занять должность директора и главного конструктора (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 50. Л. 10–12.)

Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с в соответствии с вышеуказанным постановлением ГКО передавал под опытную базу главному конструктору Ильюшину завод № 240.

Обратно в Москву предписывалось перевезти из Куйбышева оборудование и работников ОКБ, а из Казани оборудование завода № 240. Для этой цели выделялось 20 вагонов. Для передачи завода была создана приемно-сдаточная комиссия.

При этом ОКБ сверх фондов НКАП обеспечивалось четырьмя автомашинами ГАЗ-2А, которые Наркомат среднего машиностроения обязан был отгрузить немедленно.

НКАП разрешено было организовать при заводе отдел рабочего снабжения. При этом ему передавался свиноводческий совхоз Ачкасово Воскресенского района Московской области и московский плодоовощной совхоз «Комсомолец». (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.) На нижнем поле документа имеется подлинная рукописная помета: «Читал. Сер[гей] Ильюшин. 21 апреля 1942».

В докладе отдела авиационной промышленности Государственного планового комитета (Госплана) СССР председателю Госплана СССР Н.А. Вознесенскому от 14 мая 1943 г. давался краткий анализ работы авиапромышленности и организаций, производящих ремонт самолетов и авиамоторов, за 1942 г. В докладе по самолету Ил-4 отмечалось, что конструкторским бюро увеличена мощность огня. Отработаны и внедрены в серию деревянные агрегаты: носовая часть фюзеляжа, пол пилота и др. Проведены работы по антиобледенителям, подогреву карбюратора, металлизации и др. По самолету Ил-2 было модернизировано крепление бомбового вооружения, установлена вторая кабина для стрелка. Самолет был оборудован радиосвязью и бронезащитой, установлен форсированный мотор АМ-38ф и др. Заводы выпускали разные виды самолетов Ил-2. Заводы № 1 и 30 выпускали Ил-2 с деревянным крылом, а завод № 18 – с металлическим. (РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 94. Д. 16. Л. 41–19, 16–10.)

Таким образом, работа конструкторов вновь созданной производственной базы Опытно-конструкторского бюро самолетостроения С.В. Ильюшина, совместно с коллективами авиационных заводов, работавших над усовершенствованием бомбардировочной авиации, дала возможность улучшить боевые качества машин.

Самолеты, созданные в ОКБ С.В Ильюшина, отличались от других высокой степенью надежности, простотой конструкции, техническим обслуживанием и пилотированием. Своей работой Опытно-конструкторское бюро внесло весомый вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне.

Труд сотрудников ОКБ Ильюшина в 1942 г. отмечен орденом Ленина «за создание высококачественных новых типов боевых самолетов», а в 1944­м – орденом Боевого Красного Знамени «за выдающиеся заслуги по созданию во время Великой Отечественной войны образцов самолетов штурмовой авиации».

Автор: О.Б. Мозохин, д.и.н, Российский государственный архив экономики (РГАЭ)


Сергей Владимирович Ильюшин
Сергей Владимирович Ильюшин

Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.
Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.

Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.
Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4745
Поделиться:

Интересно:

Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел...
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
04.07.2025 10:36 Мероприятия
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
Сергей Собянин открыл выставку «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) — первому и единственному представителю императорского дома Романовых, возглавлявшему Первопрестольную (с 1891 по 1905 год). «Нынешняя выставка в Музее Москвы, конечно, не может не привлекать внимания и не трогать сердца москвичей. Потому что период, когда Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы, — это один из самых лучших периодов развития города. Я бы назвал его вообще революционным периодом, потому что именно при нем был дан такой толчок развитию Москвы, когда она из провинциального, мягко говоря, не очень комфортного и чистого города начала превращаться в один из лучших европейских городов. В этот период было сделано то, что не было сделано перед этим целое столетие», — сказал Сергей Собянин. Экспозиция в Музее...
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
03.07.2025 17:14 Мероприятия
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
В филиале Государственного исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. Экспозиция знакомит с многовековой историей монастыря и рассказывает о его роли в сохранении традиционной духовной культуры. «Исторический музей и Новодевичий монастырь связывают особые отношения. В тяжелые годы богоборчества, когда многие обители закрывались или были разрушены, Новодевичий монастырь обрел защиту благодаря статусу музейного объекта в составе Исторического музея. Именно это спасло национальную святыню от печальной судьбы множества разрушенных храмов и монастырей. Сотрудники музея бережно хранили редкие памятники истории нашей страны, уникальную коллекцию православного искусства. Жители Тулы получат уникальный шанс увидеть святыни монастыря – никогда ранее эти ценности не покидали...
Вечная память защитникам столицы!
03.07.2025 14:03 Мероприятия
Вечная память защитникам столицы!
Депутаты Мосгордумы возложили цветы к монументам в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы проходят на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года по инициативе депутатов Мосгордумы при поддержке Мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы. Сквер на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, памятник москвичам – бойцам народного ополчения: Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «84 года назад, 3 июля 1941 года, простые москвичи по зову сердца вступили в ряды Московского народного ополчения. Это были рабочие и студенты, учителя и артисты...
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
02.07.2025 19:16 Мероприятия
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
Депутаты Мосгордумы примут участие в патронатной акции в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы пройдут 3 июля, в четверг, на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») почтит память жителей Москвы, вставших на ее защиту в годы Великой Отечественной войны, и возложит цветы у памятника москвичам – бойцам народного ополчения в сквере на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. В мероприятии примут участие исполняющий обязанности Председателя Московского Комитета ветеранов войны Виктор Закидкин, ветераны, представители общественности, управы района и муниципального округа...