07.06.2023 10:21
Новости.
Просмотров всего: 12968; сегодня: 53.

История основания города Краматорска Донецкой области

История основания города Краматорска Донецкой области

Считается, что город Краматорск развился из основанной в 1868 г. железнодорожной полустанции Краматоровская Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Однако согласно данным археологов, люди здесь селились еще в глубокой древности. В XVII-XVIII вв. на этих землях проживали казаки Слободского казачьего войска, сюда бежали после подавления восстания Булавина крестьяне Белгородской и Воронежской губерний.

Постепенно казацкие старшины становились российскими помещиками и землевладельцами. Так, за усердную службу, хорунжий Степан Таранов в 1752 г. получил разрешение губернских властей поставить водяную мельницу на реке Дальняя Беленькая. Всего через год Таранов основал хутор на берегу реки Тор (в наше время – река Казенный Торец). Поселение, разросшееся до слободы и получившее название Белянское, стало основой будущего Краматорска. Потомки Таранова владели этими землями более ста лет.

Во время правления императрицы Екатерины II Слободское казачье войско упразднили. При императоре Павле I Белянская и окрестности вошли в состав Изюмского уезда Слободско-Украинской губернии, которую, в свою очередь, в 1835 г. преобразовали в Харьковскую губернию.

В середине 1860-х гг. император Александр II утвердил концессию на строительство железной дороги, намереваясь соединить Харьковскую губернию с центром России. Строительство новой магистрали обеспечило бы выход к Азовскому морю. 1 марта 1868 г. договоры на сооружение Курско-Харьковской и Харьково-Азовской железнодорожных линий заключили с коммерции советником С.С. Поляковым. К строительным работам приступили уже в мае 1868 г. В этом же году была основана полустанция «Краматоровская», а 6 июля 1869 г. началось правильное пассажирское и товарное движение на всем протяжении первого участка железной дороги от Курска до Харькова.

Спустя десять лет по инициативе известного мецената и железнодорожного строителя Саввы Мамонтова к полустанции примкнула ветка Донецкой Каменноугольной железной дороги, движение по которой открыли в декабре 1878 г. Полустанция Краматорская стала полноценным товарно-пассажирским узлом, станцией. Тогда же построили каменное здание вокзала, возвели дома для железнодорожников, водокачку, открыли почтовое отделение, аптеку, больницу, отделение банка, провели телеграфную и телефонную линии.

Первым промышленным предприятием на территории современного Краматорска считается кирпичный и алебастровый завод Эдгара Адельмана, где производили обыкновенный и огнеупорный кирпич, фасонные камни, известь и алебастр. В 1890 г. на предприятии уже работала паровая машина. Высокого качества красный кирпич завода Адельмана пользовался большим спросом. В конце XIX в. Э. Адельман продал свой завод, новый владелец переименовал его в «Краматорский огнеупорный завод В.В. Штерцера». К заводу была проложена узкоколейная железная дорога, построены новые кирпичные корпуса.

В конце XIX в. на землях, выкупленных у Белозеровых-Тарановых, открыли значительные месторождения железной руды. Для удовлетворения потребностей рудников и заводов Донецкого бассейна в конце XIX в немецкая фирма «В.Фицнер и К.Гампер» запустила механический и котельный заводы для производства чугуна, различного оборудования для железной дороги и работы на шахтах.

23 апреля 1899 г. был высочайше утвержден устав Краматорского металлургического общества, созданного «для приобретения, содержания и развития действий принадлежащих Обществу котельных и механических заводов «В. Фицнер и К. Гампер» механических заводов в Харьковской губернии, при станции Краматорской Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги, для добычи полезных ископаемых (за исключением драгоценных металлов), для устройства и эксплуатации механических, чугунолитейных, металлургических и горных заводов и для торговли предметами их производства». Собственностью Общества стали машиностроительный, литейный, чугуноплавильный, сталелитейный и прокатный заводы. Здесь производились железнодорожные конструкции, краны, подъемные машины, лебедки, компрессоры, насосы, сталелитейное и прокатное оборудование, паровые машины, паровозы, прессы, чугун разных сортов, сортовое и проволочное железо. Основной капитал Общества составлял 7 225 000 рублей. В 1917 г. численность рабочих только на заводах Краматорского металлургического общества составляла более 5 000 человек.

В Краматорской начало работу Акционерное общество цементных заводов «Гранулит», которому принадлежали предприятия по производству высокосортного цемента и кирпича. Также возникло «Акционерное общество портландцемента Константиновка», выкупившее один из участков земли Краматорского механического общества.

Население Краматорской в начале XX в. составляло более 12 тысяч человек. События первой русской революции не обошли стороной металлургические предприятия поселка. В конце 1905 г. начались забастовки, проводились демонстрации, но все антиправительственные выступления постепенно сошли на нет.

С началом Первой мировой войны заводы выполняли оборонные заказы. Выпускались снаряды, стволы полевых пушек, санитарные двуколки, ремонтировались паровозы, при этом продолжался выпуск шахтного оборудования. Все иностранные акционеры были обязаны продать свои акции и выйти из состава правлений. Из-за нехватки рабочих рук на заводах широко использовался женский труд.

Власть Советов пришла в Краматорскую без потрясений. Но в годы гражданской войны настали тяжелые времена. 27 апреля 1918 г. сюда вступили немецко-гайдамацкие войска, им на смену в ноябре 1918 г. пришел атаман Краснов с двумя полками. Красновцев 1 сентября 1919 г. заменили красные партизаны. Затем в июне 1919 г. ее заняли войска армии Деникина. Только к 1 декабря 1919 г. власть большевиков утвердилась окончательно, здесь началось становление важного промышленного центра молодой страны Советов. Строились новые заводы, расширялась инфраструктура, росло население. 20 июня 1932 г. Краматорск получил статус города.

В различных фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) находится на хранении значительное число документов, освещающих жизнь Краматорска за период с момента основания и до 1917 г. По материалам РГИА можно воссоздать историю постройки железнодорожной станции, историю строительства и работы его предприятий.

Текст: Т.В. Богданова, Российский государственный исторический архив (РГИА).


Участники событий:


Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1898–1899 гг. СПб., 1900. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1898–1899 гг. СПб., 1900. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА

Схема устройства телеграфа на ст. Краматорская Изюмского уезда Харьковской губернии. РГИА
Схема устройства телеграфа на ст. Краматорская Изюмского уезда Харьковской губернии. РГИА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 2281 публикация
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5105
Поделиться:

Интересно:

В АТОР выяснили, где сейчас на планете какой год
18.09.2023 13:02 Аналитика
В АТОР выяснили, где сейчас на планете какой год
Новый 2016 год встретили на этой неделе в Эфиопии. А в Израиле отмечают Рош ха-Шана и приход 5784. Чтобы туристы не потерялись во времени, в АТОР выяснили, где сейчас на планете какой год и когда наступит новый. В Эфиопии встретили новый 2016 год, а в Израиле - 5784. Жители Эфиопии и представители...
К акции "Наши семейные книги памяти" уже присоединилось 50 регионов
15.09.2023 12:09 Новости
К акции "Наши семейные книги памяти" уже присоединилось 50 регионов
50 регионов России, в том числе и новые, заявили о желании принять участие в I Всероссийской молодежной акции "Наши семейные книги памяти". Об этом сообщил на пресс-конференции ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, член Общественной палаты России...
10.09.2023 19:46 Интервью, мнения
Кирилл Царев: россияне стали чаще продавать доллары и евро
        Россияне все больше уходят "в цифру": более 80% имеет хотя бы одну карту, а безналично предпочитают платить почти две трети населения. О том, как сейчас россияне платят по счетам, а также о развитии международных переводов, самых популярных валютах для сбережений и...
10.09.2023 16:46 Аналитика
Сбербанк в августе выдал рекордный объем ипотеки
      Сбербанк в августе выдал рекордный объем ипотеки на 522,5 миллиарда рублей.Сбербанк в августе выдал рекордный объем ипотеки — 522,5 миллиарда рублей, при этом по итогам восьми месяцев выдача превысила уровень за весь прошлый год на 6%, сообщил...
5 проблем российской игровой индустрии на 2023 год
09.09.2023 12:26 Аналитика
5 проблем российской игровой индустрии на 2023 год
В связи с финансовыми и технологическими санкциями в отношении России одним из наиболее уязвимых сегментов отечественного IT-рынка оказалась игровая индустрия. Из страны ушли многие студии, крупнейшие разработчики и издатели, а работы над начавшимися проектами были приостановлены. Несмотря на то...