02.08.2023 15:25
Новости.
Просмотров всего: 12460; сегодня: 2.

Главархив поведал, как ЗИЛ начал выпускать первые грузовые автомобили

Главархив поведал, как ЗИЛ начал выпускать первые грузовые автомобили

В 1923 году директором завода был назначен Георгий Королев, при котором начали выпускать первые отечественные грузовики.

107 лет назад был основан Первый автомобильный завод – будущий Московский автомобильный завод имени Ивана Лихачева (АМО ЗИЛ). За все время работы предприятия его руководителями значились 18 человек — имя одного из них до сих пор фигурирует в названии завода. В фондах Главархива Москвы сохранились документы и других важных людей, сыгравших не последнюю роль в истории ЗИЛа, в их числе Георгий Королев, руководитель завода с 1923 по 1925 год.

В первой половине 1920-х годов на заводе имени Лихачева развернулась кампания по улучшению работы предприятия, так как отремонтированные автомобили не шли в сбыт, а цеха не были загружены заказами. В результате комиссии, которую возглавлял секретарь Замоскворецкого РК РКП (б) Антон Цихон, было решено укрепить хозяйственное руководство завода. Так, 31 июля 1923 года управляющим будущего ЗИЛа был назначен бывший кузнец Коломенского паровозостроительного завода Георгий Королев. В сведениях о его работе в АМО, которые хранятся в фондах Главархива Москвы, указано, что он был энергичным и смелым, немного грубоватым, но справедливым человеком. 

Уже начиная с 13 августа 1923 года новоиспеченный руководитель завода крепко взялся за работу и на открытом партийном собрании изложил программу действий заводоуправления по повышению производительности труда, а также по организации нового автостроения на заводе. Эта программа была одобрена и поддержана коммунистами и беспартийными рабочими предприятия. Они же предложили Георгию Королеву обратиться к правительству с просьбой расширить завод, чтобы прекратить ввоз заграничных автомобилей и начать вырабатывать свои. 

В целом уже на первых порах работы Георгия Королева произошли заметные изменения. Например, был налажен организационно-административный аппарат, укреплена производственная дисциплина, а также большое внимание стало уделяться научной работе по организации труда. Таким образом, благодаря Георгию Королеву и поддержке партийной организации уже в 1924 году в истории Первого автомобильного завода начался новый этап. Именно в марте того же года руководитель подписал приказ о начале подготовительных работ по производству грузовых автомобилей.

Несмотря на отлично проделанную работу, были и те, кто критиковал деятельность Георгия Королева. Например, из того же документа со сведениями о работе директора, который хранится в Главархиве Москвы, известно, что выступая на партийном собрании с отчетом о проделанной работе, в ответ на критику в свой адрес он говорил следующее: 

«Критиковать и трясти управляющего, конечно, нужно, но нужно делать это по-товарищески, честно, просто. Ячейка, завком и заводоуправление живут пока дружно, ни один вопрос не вызывал еще сильных разногласий… Наша ячейка сильна… Мы пережили тяжелый год работы, но мы все-таки поднялись на гору и общими усилиями пойдем дальше», – также он выражал благодарность за помощь партийной ячейки. 

И уже в том же году коллектив завода принялся за важную и ответственную задачу – к 7 ноября, годовщине Великого Октября, выпустить 20 машин. Ввиду самоотверженной работы сотрудников завода цель была почти достигнута – 7 ноября по Красной площади проследовало 10 красных автомашин амовцев. На этом коллектив завода не остановился и сразу же начал готовить производство к серийному выпуску машин. Но, к сожалению, руководство Автотреста не учитывало настоящих сложных условий работы завода, следовательно, намеченная ими программа на 1924–1925 годы по выпуску 500 автомашин была невыполнима, так как не было полного и своевременного материального обеспечения. 

Несмотря на все сложности, сотрудники завода продолжали активно работать. В процессе же возник вопрос о том, каким маркам машин следует отдать предпочтение. Так, в 1925 году было решено провести автомобильный пробег. 

«Мы великолепно знали, что наш грузовик неплохого качества, силен, устойчив. Но мы, конечно, сильно сомневались на этом всесоюзном автопробеге, где участвовали мировые фирмы <...>. Мы показали иностранцам, что наши машины могут конкурировать с их машинами и что наши машины к нашим дорогам более приспособлены, нежели иностранные. В Москву мы пришли первыми… Отправляясь в дальнейший путь,  на Орел и Курск, мы уже чувствовали себя как равный с равным. Постепенно мы начали отвоевывать первое место и, не выпуская это первое место, мы с гордостью въехали в Москву», — так комментировал Георгий Королев победу амовского грузовика в соревнованиях.

К сожалению, несмотря на все успехи завода под руководством Георгия Королева, Автотрест в сентябре 1925 года решил снять его с этой должности. В дальнейшем же вопросы, поставленные Георгием Королевым, пришлось решать другим руководителям завода, в том числе и Ивану Лихачеву, в честь которого АМО в 1956 получил свое до сих пор действующее имя.


Миллионный грузовой автомобиль «ЗИЛ-130», сошедший с конвейера Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор Е. Семёнов. Москва. 1974 г. Главархив Москвы
Миллионный грузовой автомобиль «ЗИЛ-130», сошедший с конвейера Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор Е. Семёнов. Москва. 1974 г. Главархив Москвы

Автомобиль «ЗИЛ-157» на конвейере Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор В.Б. Соболев. Москва. 19.09.1958 г. Главархив Москвы.
Автомобиль «ЗИЛ-157» на конвейере Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор В.Б. Соболев. Москва. 19.09.1958 г. Главархив Москвы.

Вид на здание заводоуправления Московского автозавода им. И.А. Лихачёва (ЗИЛ). Автор неизвестен. Москва. 1962 г. Главархив Москвы.
Вид на здание заводоуправления Московского автозавода им. И.А. Лихачёва (ЗИЛ). Автор неизвестен. Москва. 1962 г. Главархив Москвы.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11087 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/127442073/
Поделиться:

Интересно:

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
22.05.2025 10:12 Аналитика
Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации. Уникальный внешний вид Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками. Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с...
Белые пятна истории
21.05.2025 13:12 Аналитика
Белые пятна истории
Даже спустя 80 лет после Великой Победы история обороны Москвы таит немало белых пятен. Их последовательно закрывает депутат Законодательного Собрания, директор по научной работе ОНПП «Технология», исторический консультант студии «ВоенФильм» Олег Комиссар. Он по крупицам выстроил хронологию подвига дивизий народного ополчения Москвы на Калужской земле. Накануне Великой даты в Обнинске на Аллее Победы открыли выставку, где представлены архивные карты. По ним горожане узнают историю подвига простых людей из московского ополчения на обнинской земле. А ведь до недавнего времени среди тех, кто интересовался историей родного края, бытовало мнение, что немцы зашли на территорию будущего Обнинска практически без боев. Это заблуждение. У нас в октябре 41-го года народные ополченцы Москвы три дня, с 16 по 19 октября, отражали...
К годовщине завершения Кавказской войны
21.05.2025 11:12 Аналитика
К годовщине завершения Кавказской войны
Официально эта война длилась с 1817 по 1864 годы, и считается самой длинной войной России. Хотя столкновения и войны на Кавказе, по всей границе страны, были на протяжении всего столетия, так же как в 18-м и в 20-м веках. И глобальные противники были все те же, только в разных ипостасях. Сначала Англия и Турция, потом еще Франция и США, позже Германия и масса сателлитов. У Кавказской войны была длительная предыстория – войны, конфликты, дипломатическая борьба. Это был военно-стратегический регион со времен Руси Московской 16 века, а потом Российской империи с 1721 года. Не считая небольшие перерывы, войну с Россией вели османы и персы, их руками англичане. Инструментом в их войнах стали и горские народы Кавказа. Это было время военных походов, мятежей и восстаний. Война с горцами шла около полувека, включая перерывы. Именно эта война начиналась при Александре I, продолжалась при...
Каждый несет свой крест. Первый казак на библейской горе
21.05.2025 09:04 Аналитика
Каждый несет свой крест. Первый казак на библейской горе
Председатель Кавказской археографической комиссии Евгений Вейденбаум в вышедшей в Тифлисе в 1901 году книге "Кавказские этюды" писал: "Здесь был водружен крест, принесенный урядником Дахновым, и по средине его прибита медная доска (12 дюймов длины и 8¼ ширины) с надписью: "1850 г. 6/18 августа, в благополучное царствование императора Николая I, при наместнике Кавказском князе Воронцове, взошли на Арарат начальник триангуляции полковник Ходзько, Н.В. Ханыков, П.А. Александров, Ар. Ф. Мориц, П.К. Услар, П.И. Шароян и 60 нижних чинов"". Это есть не что иное, как документально зафиксированный факт восхождения первого казака на вершину библейской горы Арарат – той самой, к которой после потопа причалил на своем богоспасаемом ковчеге ветхозаветный Ной с чадами и домочадцами.  Символ христианского обладания Почетная миссия и лаконичная, но славная строка в истории достались уряднику...
Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...