10.11.2023 09:06
Новости.
Просмотров всего: 6085; сегодня: 2.

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

Советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев оставил заметный след в истории авиации. Он разработал более 120 самолетов разнообразных типов, из которых 70 выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. На самолетах, созданных Туполевым, было установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов.

А.Н. Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После смерти Жуковского А.Н. Туполев с С.А. Чаплыгиным продолжили работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Конструктор Туполев настаивал на том, что дерево не годится в качестве материала для самолетов, и видел будущее авиации, особенно тяжелой, в металле. В 1923 г. он создал свой первый самолет. Это был легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, названный в его честь. Испытания самолета прошли успешно, и это стало доказательством для комиссии, что самолеты из металла можно и нужно строить.

В 1922 г. Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолетов при ЦАГИ, и с этого времени в системе ЦАГИ начало действовать опытное конструкторское бюро по проектированию и производству цельнометаллических самолетов различных классов. По предложению самого А.Н. Туполева дату создания Комиссии – 22 октября 1922 г. – считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н. Туполева.

Первой авиационной «звездой» Туполева, не имевшей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 г. Именно этот самолет пересек СССР с запада на восток, Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.

В начале 1930-х гг. мир узнал об АНТ-6 (ТБ-3), который стал первым в мире массовым четырехмоторным самолетом стратегического назначения. Этот самолет, хотя и имел угловатый вид, был передовой машиной в те годы и повлиял на развитие мировой бомбардировочной авиации.

Идея создания ТБ-3 принадлежала Туполеву, в разработке проекта участвовали такие выдающиеся конструкторы, как В.М. Петляков, В.М. Мясищев, А.А. Архангельский и В.Н. Беляев. Этот самолет стал первым четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла, и эта схема стала основой для всех самолетов подобного типа. При создании ТБ-3 была освоена технология производства подобных машин, и было налажено их серийное производство.

В состав научно-исследовательской документации ЦАГИ, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре (РГА в г. Самаре), входит отчет о летных испытаниях самолета ТБ-3 за 1937–1938 гг., которые проводились с использованием новых приборов на различных режимах и скоростях полета.

Самолет, вызывавший восхищение у авиаспециалистов и представлявший внушительную силу в начале и середине 1930-х гг., очень быстро устарел из-за стремительного развития авиации в предвоенные годы.

Еще одним легендарным самолетом, разработанным А.Н. Туполевым, стал Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолет «103». Этот двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик был разработан им в «шарашке», в Особом техническом бюро при НКВД СССР.

Ту-2 отличался от других самолетов благодаря продуманному размещению экипажа, хорошему оборонительному вооружению, бронезащите и заполнению баков инертным, непожароопасным газом. Серийное производство Ту-2 началось весной 1942 г., самолеты стали поступать на фронт. Это были бомбардировщики, способные нести три авиационные бомбы ФАБ-1000 и представлявшие угрозу для кораблей, бронированных сооружений и объектов.

В документах РГА в г. Самаре представлены отчеты об испытаниях Ту-2 в аэродинамической трубе ЦАГИ, результаты испытаний максимальных скоростей на разных высотах, а также приказ начальника Летно-исследовательского института о составе бригады для испытаний самолета.

А.Н. Туполев осуществил мечту о создании сверхзвукового пассажирского лайнера: первый полет первого в мире пассажирского сверхзвукового самолета состоялся 31 декабря 1968 г.

Для его создания пришлось решить множество задач, например, предотвращение плавления металла на крыльях из-за высоких скоростей; необходимость смены центра тяжести самолета после преодоления звуковой скорости. Для взлета и посадки были разработаны первые автопилоты. В самолете с системой управления второго поколения были реализованы элементы, характерные для более позднего третьего поколения управления. Таким образом, самолет установил рекорд, развив скорость 2430 км/ч.

В 2019 г. одному из четырех основных аэропортов Москвы – Внуково – присвоено имя советского конструктора Андрея Николаевича Туполева, обладавшего высочайшим потенциалом творческой энергии и инженерного таланта.

А.Н. Туполев во многом определил историю отечественной авиации в XX веке и был одним из самых талантливых авиационных инженеров и конструкторов.

Текст: Н.Ю. Скрипкина, Российский государственный архив в г. Самаре (РГА в г. Самаре)


Участники событий и другие указанные лица:


Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре

Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре
Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11087 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
22.05.2025 10:12 Аналитика
Как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации. Уникальный внешний вид Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками. Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с...
Белые пятна истории
21.05.2025 13:12 Аналитика
Белые пятна истории
Даже спустя 80 лет после Великой Победы история обороны Москвы таит немало белых пятен. Их последовательно закрывает депутат Законодательного Собрания, директор по научной работе ОНПП «Технология», исторический консультант студии «ВоенФильм» Олег Комиссар. Он по крупицам выстроил хронологию подвига дивизий народного ополчения Москвы на Калужской земле. Накануне Великой даты в Обнинске на Аллее Победы открыли выставку, где представлены архивные карты. По ним горожане узнают историю подвига простых людей из московского ополчения на обнинской земле. А ведь до недавнего времени среди тех, кто интересовался историей родного края, бытовало мнение, что немцы зашли на территорию будущего Обнинска практически без боев. Это заблуждение. У нас в октябре 41-го года народные ополченцы Москвы три дня, с 16 по 19 октября, отражали...
К годовщине завершения Кавказской войны
21.05.2025 11:12 Аналитика
К годовщине завершения Кавказской войны
Официально эта война длилась с 1817 по 1864 годы, и считается самой длинной войной России. Хотя столкновения и войны на Кавказе, по всей границе страны, были на протяжении всего столетия, так же как в 18-м и в 20-м веках. И глобальные противники были все те же, только в разных ипостасях. Сначала Англия и Турция, потом еще Франция и США, позже Германия и масса сателлитов. У Кавказской войны была длительная предыстория – войны, конфликты, дипломатическая борьба. Это был военно-стратегический регион со времен Руси Московской 16 века, а потом Российской империи с 1721 года. Не считая небольшие перерывы, войну с Россией вели османы и персы, их руками англичане. Инструментом в их войнах стали и горские народы Кавказа. Это было время военных походов, мятежей и восстаний. Война с горцами шла около полувека, включая перерывы. Именно эта война начиналась при Александре I, продолжалась при...
Каждый несет свой крест. Первый казак на библейской горе
21.05.2025 09:04 Аналитика
Каждый несет свой крест. Первый казак на библейской горе
Председатель Кавказской археографической комиссии Евгений Вейденбаум в вышедшей в Тифлисе в 1901 году книге "Кавказские этюды" писал: "Здесь был водружен крест, принесенный урядником Дахновым, и по средине его прибита медная доска (12 дюймов длины и 8¼ ширины) с надписью: "1850 г. 6/18 августа, в благополучное царствование императора Николая I, при наместнике Кавказском князе Воронцове, взошли на Арарат начальник триангуляции полковник Ходзько, Н.В. Ханыков, П.А. Александров, Ар. Ф. Мориц, П.К. Услар, П.И. Шароян и 60 нижних чинов"". Это есть не что иное, как документально зафиксированный факт восхождения первого казака на вершину библейской горы Арарат – той самой, к которой после потопа причалил на своем богоспасаемом ковчеге ветхозаветный Ной с чадами и домочадцами.  Символ христианского обладания Почетная миссия и лаконичная, но славная строка в истории достались уряднику...
Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...